19:24 

А пока по-быстрому заделаем Сингапур...

Lekteris
Meine ehre heisst treue
... ибо Опиумные войны - тема обширная, а тут, думаю, уложимся в один псто. Долго и нудно, не в последнюю очередь из-за нового тэга - региональную экономику я разбираю зачастую чаще политики, так что. Specially for Модо. Ещё раз ахтунг: много экономики.

Пейринг: глобализация/экономика, Ли Куан Ю, Сингапур/Малайзийская Федерация, китайцы хуацяо vs. поехавшие малайцы
Жанр: adventure, ангст, флафф


Корни "экономического чуда" Сингапура растут из создания Федерации Малайзии, соглашение об образовании которой было подписано в Лондоне 31 августа 1963 г.


Поначалу Федерация Малайзии казалась достаточно перспективным проектом, который мог перерасти в создание единого рынка для объединённых государств, однако со временем столкнулась с довольно серьёзными проблемами внутри этих самых государств. Огромную роль играла нелёгкая этнический вопрос - долго и погромно конфликтовали китайцы с малайцами, к примеру - и в конце концов привела к конфронтации между Индонезией, которая подстрекала малайцев на выступления против китайцев, и Малайзией в 1963-1965 годах, итогом которой стал кризис сырьевой торговли в обоих странах. Песец кароч

Сингапур был заселён малайцами и с момента включения в состав Федерации очень, очень относительно самостоятелен. Опосля этих трений он избрал себе курс на развитие собственной экономики вопреки участию в довольно-таки сомнительной в плане выгоды Федерации. Преградой к оному стало нежелание малайцев позволить Сингапуру достичь необходимой самостоятельности: малайское правительство исповедовало идею " наши пацаны с нашего раена" "малазийской Малайзии" и жутко боялось перехода власти к Сингапуру, рост экономики которого казался малайцам весьма и весьма опасной штукой.

Почему же Сингапуру собственно вошёл в Федерацию?

Традиционно развитая отрасль экономики Сингапура - реэкспорт. Имея такое преимущество перед другим соседями, правительство страны рассчитывало на то, что вхождение в состав Федерации Малайзии поможет им выйти на более широкий и богатый рынок, и подобным настроениям, как ни странно, немало поспособствовал кризис собственного хозяйства. Своего рода глобализация побудила администрацию Сингапура ужесточить экономические свободы в стране: до 1960 года были введены пошлины на такие товары, как алкоголь, табак и нефть, а уже после решения о присоединении к Федерации Малайзии торговые тарифы затронули и другие товары.

Однако видя, что членство в таком взрывоопасном соединении явно обернётся для Сингапура ещё большими кризисами у себя дома, правительство решило таки выйти. So let's get started!

Первым действием стало официальное придание статуса Зоны свободной торговли самому Сингапуру и конкретной промышленной области Джуронгу. Этот шаг сделал основные реэкспортные товары Сингапура - олово, каучук, железную руду, перец, древесину и т.д. - не облагаемыми пошлинами.

Начало индустриализации страны ознаменовалось созданием Совета экономического управления Сингапура в 1961. Ему предстояло решить ряд проблем, например, вопрос безработицы, в 1960 году достигшей отметки в 13,5%, и разобраться с собственно экономическим курсом.

Правительство Сингапура консультировали многие международные эксперты. Склонялись они в основном к тому, что надо поднимать целину упор в развитии стоит делать именно на массовой индустриализации. Одной из главных теорий, выдвигаемых приглашёнными специалистами, была концепция создания взаимодополняемых отраслей промышленности. Они могли бы создавать взаимный спрос, тем самым формируя внутренний рынок, который поставлял бы товары на собственно экспорт. Немалая роль отводилась и иностранным инвестициям, за счёт которых и планировалось провести реорганизацию экономики и поднять отрасль сингапурской логистики, которая казалась весьма и весьма перспективным проектом. Отдельно шла идея создать из Сингапура сначала региональный, а затем и международный финансовый центр, что требовало приятного инвестиционного климата. ТакЪ победимЪ!

Оптимизма добавлял и тот факт, что на постколониальном пространстве Юго-Восточной Азии практически отсутствовала конкуренция за потоки иностранных инвестиций. Отсутствовало и долговое бремя - Сингапур намеренно отказался от политики заёмов, памятуя о кабальности договоров ещё колониальных времён.

Малайзия и Сингапур собирались сотрудничать друг с другом на региональном уровне, но оба имели свои собственные планы развития. Именно для этого были созданы институты сотрудничества: сначала - Управление по содействию индустриального развития (УСИР), затем - Тарифный комитет. Впрочем, недолго музыка играла окончательно согласовать взаимные действия оба государства так и не смогли. Каждый из них смотрел на ситуацию в одностороннем - выгодном для себя, разумеется - порядке.

Впрочем, целину в Сингапуре таки да вознамерились поднимать - таков был, к примеру, Второй пятилетний план 1966-1970, в котором говорилось следующее: в первую очередь следует уделить внимание таким отраслям, как добыча нефти, текстильное производство и судостроение. Для страны эта сфера была в новинку, однако содействие ТНК (Транснациональных компаний) внушало надежду на успех, и к началу выполнения плана на долю новых предприятий приходилось 37% валового промышленного продукта и 36% промышленного экспорта (данные по Курзанов В.Н. "Промышленное развитие Сингапура", М., 1978).

В общем, картина маслом: сингапурский доллар донельзя стабилен, инфляция на низком уровне. Растут иностранные инвестиции: это прямое следствие закона 1959 года, в котором указано, что иностранные и национальные предприятия на пять лет освобождались от уплаты подоходного налога, например. Вкладывай - не хочу.

Переломный процесс Сингапур пережил относительно спокойно. Осознав ущербность импортозамещающей политики и невозможность создания федерационного рынка, Ли Куан Ю обратил внимание на международный рынок, выразив это в том самом Втором пятилетнем.

Сам опыт Ли Куан Ю оказался весьма полезным при выработке новой экономической политики: будучи широко знакомым с экономикой таких стран, как Гонконг и Швейцария, именно он сыграл ключевую роль в создании сингапурской Программы ускоренного развития (1968-1973), которая сменила курс на экспортно-ориентированное производство.

Со ставки на ликвидацию безработицы Сингапур перешёл на вопрос решения _квалификации_ работников и развитие нефтехимического и машиностроительного отраслей. Отдельной строкой шёл интересный вариант борьбы с коррупцией - госкомпании не получали никаких особых привилегий перед частниками, что, по мнению сингапурского правительства, должно было предостеречь страну от административной стагнации и коррумпированности госпредпринимательства. Yo I'm back in the USSR!

Отдельно стоял вопрос крупных, средних и мелких предприятий. Если вторых и третьих в Сингапуре наличествовало ну просто до краёв, то с первыми дело обстояло несколько сложнее. Принятые в 1970 и 1975 годах поправки к Акту 1967 г. были направлены на стимуляцию развития крупного бизнеса. Впрочем, учитывая нефтяной бум начала семидесятых годов (зело горько аукнувшийся потом в 1973), в Сингапур иностранные инвестиции полились как из ведра - непростая ситуация с индонезийскими нефтяными перспективами вынудили британские компании, такие как Shell и British Petroleum, обратить внимание на Сингапур. Так и вышло.

Если выражаться кратко, то план по поднятию сингапурской промышленности был выполнен более чем успешно. Поднялась и нефтехимия, и машиностроение, и судостроение, и - в особенности - электроника. 70-ые же ознаменовались "стратегией перестройки производства", сиречь поворот в сторону развития сферы услуг. Более качественную продукцию обеспечили всё те же ТНК, с которыми правительство Сингапура договорилось о закупке первоклассного оборудования для той же сферы электроники. Достаточно сказать, что ТНК в период 1965-1975 вложили в Сингапур около 4 млрд сингапурских долларов. 91,1% производимой на экспорт продукции поставили именно совместные и иностранные компании, тогда как на долю национальных компаний приходилось лишь 8,9% (Wong, John. "ASEAN Economies in Respective Comparative Study". Singapore, 1995).

Однако так радужно всё, разумеется, долго оставаться не могло.

Первостепенной проблемой стал классический рабочий вопрос: с ростом экономики уходил в прошлое _дешёвый_ рабочий труд, который и являлся главным приоритетом для ТНК в Сингапуре. Всё это в 80-ых годах привело к тому, что западные и южнокорейские предприниматели переориентировались на малазийский штат Джохор.

Дальнейшая эволюция Сингапура вынудила его пойти по голландскому пути. Ввиду сильной ограниченности, правительству всё больше использовало морские ресурсы, что требовало соответственной модернизации морской логистики. Впрочем, это послужило возвращению интереса ТНК к Сингапуру: доля вклада оных в экономику страны в 1998 году составила 42%, доля местных частников - 46%, а государственных - и того меньше: всего 12% (Хонг, Марк. Перестраивая Сингапур. Неофициальный перевод. М., 2001).

Вот такие корни у сингапурского экономического чуда.

@темы: История, Экономика

URL
Комментарии
2014-04-09 в 19:44 

Модо
Песни не отменить. Лета не избежать. №0
Поначалу Федерация Малайзии казалась достаточно перспективным проектом, который мог перерасти в создание единого рынка для объединённых государств

...И в качестве аналогии...

Живенько же.

2014-04-09 в 19:48 

Lekteris
Meine ehre heisst treue
Живенько же.

А вот на то и упор. Статистикой не грузил намеренно.

URL
     

The endless street called life

главная