14:58 

Превентивное - 2, или Теория эволюции и природа правых движений

Lekteris
Meine ehre heisst treue
Текст о фашизме, написанный вчера, натолкнул на одну интересную мысль. С одной стороны, она далеко не уникальна, но...

В эволюционной биологии есть раздел под названием "кладистика". Она, в первую очередь, связана с построением филогенетического дерева (или, проще говоря, дерева жизни) и соответствующей систематики, т.е. описания наследственных и приобретённых характеристик тех или иных видов (на самом деле, это не совсем верное и совсем неполное определение, но сейчас нам больше и не нужно). Филогенетическое дерево, которое нужно для пришедших в мою голову построений, выглядит примерно так:



То есть у нас есть наследуемые характерные черты организмов и приобретённые. Вопрос особенности каждого фашизма или национализма мы, разумеется, не забываем, но попробуем вывести некие общие черты.

Тут, для начала, стоит сделать отступление и кое-что сказать. Я затрону эту тему в следующей своей статье, но частично расскажу здесь. "Так сложилось исторически" (с), что для меня правые движения являются чуть более изученными, нежели левые. Разумеется, последние я тоже изучал и знаю, но чаще всего рассуждаю и изучаю именно тему right-wing movements. Сам не являюсь ни левым, ни правым - это следствие того, что на историю я всегда смотрел с исторической точки зрения, а политическую считал делом несколько вредным для объективности (впрочем, всё зависит от субъекта, который историю изучает - лично мне попадались и объективные правые, и объективные левые). Я не участвую в политических холиварах (ибо незачем), но если политическая дискуссия ведётся в нормальном ключе, то я могу вступить в неё как историк. На этом, думаю, всё.

Итак. Чем кладистика может помочь нам в изучении ультраправого движения? В первую очередь, систематикой. Не спорю - классификаций, безусловно, много, но эта запись вряд ли претендует на нечто научное.

В эволюционной биологии есть такое понятие, как shared primitive character. В схеме, представленной выше (и которую мы не будем заимствовать буквально), эта характеристика займёт первую позицию (первая позиция - это, к примеру, закрашенная чёрным точка в схеме Autapormorphy). Её особенность состоит в том, что она - как primitive - присуща всем организмам, в которых она находится (ещё раз оговорюсь - это допустимо в рамках данной аналогии с классификацией ультрправого движения, тогда как профессиональный биолог наверняка сочтёт эти рассуждения ошибочными. Это следует помнить).

Хорошей иллюстрацией для построения ультраправого филогенетического дерева будет левая (нет, не стебусь) схема:



И тут мы натыкаемся на ключевой вопрос: а какая характеристика, собственно, является присущей всем ультраправым движениям? Заметим, что остальные характеристики тоже могут быть распространены в природе правого движения - национализм, ксенофобия, частный рынок и так далее.

Однако перечисленные явления никак не могут быть shared primitive character. Причём дело не только в том, что, к примеру, китайский национализм был гражданским и в первую очередь был направлен против империалистического гнёта, а страны взрвавшиеся в конце XX века страны Югославии имели немалую религиозную подоплёку (в китайских учениях всегда присутствовал элемент конфуцианизма, но он явно не провозглашал главенствующим факторов различие между конфуцианцами, буддистами и так далее). Можно рассмотреть множество примеров и понять, что национализм очень разнороден и не может быть единым, связывающим всё правое движение звеном. По сути, национализм как одно целое куда более противоречив, нежели фашизм, который обсуждался в прошлом посте.

Когда я только думал над созданием подобной схемы, идеальным shared primitive character мне виделся капитализм (сейчас уже не кажется, но об этом - чуть ниже). Практически всегда, когда мы говорим о политике, используется опыт новой и новейшей истории - то есть времени, когда большинство стран с националистическим или просто правым движением уже либо перешло (Западная Европа, Северная Америка и так далее), либо активно переходило (Япония, Китай, Индия, очень медленно - Корея) к капитализму. Казалось бы - это является хорошим подспорьем для того, чтобы считать сие явление главным, фундаментальным элементом формирования ультраправого движения, если бы не одно "но".

Все присущие правым идеологиям факторы (не в деталях, разумеется) появились задолго до массового распространения капитализма per se. Тут можно возразить и сказать, что национализм - явление если не колониальное, то, по крайней мере, сформировавшееся в период создания европейских империй. На самом деле, это заявление дичайшая чушь грешит европоцентризмом. Я в сотый раз вернусь к примеру Юго-Восточной Азии и скажу, к примеру, о том, что империализм появился тут ещё в 3 веке н.э. с пришествием на престол Бапнома Фань Шиманя, который совместно с соседним государством Линьи атаковал китайские колонии в северном Вьетнаме примерно в 270 году. Какой вывод мы можем сделать из этого?

Европейские империи не были уникальны по своей природе. Конечно, размах их завоеваний куда превышает завоевания древних империй, однако я не сомневаюсь, что национализм по отношению к соседним захватичкам - национализм, понятное дело, не в трактовке Андерсона, тут нет таких условий для такого развитого национализма - наличествовал практически всегда (грубое выражение, но).

Ладно, оставим империализм в покое. Если мы не признаём ни национализм, ни экономическую подоплёку главенствующими факторами в возникновении правых настроений (назвать древний национализм "движением" как-то не получается) как таковых, то что нам остаётся? Какой фактор мы можем назвать shared primitive character - единой характеристикой для всех правых движений мира?

Не был помянут одна культорологическая деталь, которая является решающей для японского правого движения. Я его уже упоминал.

Это синтоизм. Если строить филогенетическое дерево для японского ультраправого движения, и если принимать его как представление японцев о своём божественном происхождении (и не учитывать то, что японская государственность во многом была скопирована с китайской), то синтоизм, вероятно, можно назвать главенствующим фактором и поставить его на первую, исходную для всех остальных характеристик позицию.

Это верно, но тут, как бы это иронично не звучало, следует уйти от азиатоцентризма (термин убог, не спорю), и вернуться в Европу, которая утверждения о главенстве религии напрочь уничтожает. Разумеется, на этом месте кто-нибудь обязан вспомнить крестовые походы, однако их наследие сейчас уже далеко не так актуально, нежели японская религия (чье влияние после ВМВ, впрочем, тоже было подкошено).

Дальше моя мысль как-то и не идёт, но, думаю, я ещё не раз вернусь к теме сопоставления эволюционных механизмов и политических движений. Но необходимо повторить: я уверен, что профессиональный биолог начисто раскритикует подобные аналогии, особенно учитывая то, что гуманитарные науки не могут предложить математической точности в сопоставлении характеристик. Впрочем, для размышлений оно неплохо, вестимо.

@темы: Биология, История, Политика

URL
Комментарии
2014-06-07 в 15:41 

blue fox
Синий Лис
прискорбно, но я опять ничего не поняла , ни смысл ни посыл :-(
последние две вилки на последней картинке для меня топологически тождественны:-(

2014-06-07 в 15:53 

Lekteris
Meine ehre heisst treue
Ну, если проще - можно попробовать найти общий (притом _строго_ общий) признак среди всех правых движений, опираясь на теорию эволюции. Но как-то не выходит.

URL
2014-06-07 в 15:53 

Lekteris
Meine ehre heisst treue
P.S. Они таки тождественны =)

URL
2014-06-07 в 16:08 

blue fox
Синий Лис
никогда не могла понять чем правые отличаются от левых :)
может потому что я амбидекстер, а может потому что путаю право и лево

2014-06-07 в 16:13 

Lekteris
Meine ehre heisst treue
Проблема ещё в том, что исторически можно найти тучу примеров, когда в левых идеологиях можно было найти правые элементы, а в правых - левые и т.д. Да и даже азиатские левые и европейские левые тоже неимоверно различались между собой.

... И пускай это грешно, но я всё же дам эту ссылку, где вроде бы понятно разъяснено who is who.

URL
2014-06-07 в 16:16 

blue fox
Синий Лис
ну наверняка общее есть, и боюсь лежит уже ближе к биологическому, и тому куску психологического что к этому биологическому близок.
я профан в политике, но мне всегда кажется что вся политика игра на страхах и инстинктах- страхах чужого, неведомого, потерять чувство безопасности, желание занять иерархию повыше, погладить свои пороки, удовлетворить зависть и так далее.
главное нажать массам в правильное место, а потом наша видовая стадность поможет разнести панику или идею

2014-06-07 в 16:22 

Lekteris
Meine ehre heisst treue
ну наверняка общее есть, и боюсь лежит уже ближе к биологическому, и тому куску психологического что к этому биологическому близок.

Тут вся загвоздка в том, что я - не биолог и не психолог-бихевиорист, биология в плане эволюции и генетики - моё хобби (хотя ботаника и антропология очень даже связаны с древнейшей историей). Профессиональный биолог обладает именно тем типом мышления, который ему прививают на биофаке, и такой тип мышления лучше позволил бы ему сравнить политическое поведение homo sapiens sapiens с другими популяциями.

главное нажать массам в правильное место, а потом наша видовая стадность поможет разнести панику или идею

Таки да. Собственно в двух моих последних псто читается, думаю, некая невысказанная уверенность в искусственности формирования правой идеологии. Оно имеет, конечно, искреннее происхождение - но история его возникновения можно частично назвать искусственным (но частично, частично, это важно понимать).

URL
2014-06-07 в 16:32 

blue fox
Синий Лис
ну если под правым понимать желание сохранить статускво, а под левым его изменить - то это вечный конфликт отцов и детей , или устроившихся и пока не смогших, закрепления полезных признаков против мутаций (которые теоретически могут привести к полезным признакам), личной инициативы/желаний и выживания группы - все те же единство и борьба противоположностей :-)

2014-06-07 в 16:47 

Lekteris
Meine ehre heisst treue
Вот как раз это - следствие упрощения; двадцатый век прекрасно показал, что правое движение далеко не всегда обращено в прошлое. Это выразилось в итальянском и испанском случаях (поход на Рим в 1922 и результаты испанской гражданки), ведь они стремились сломить существующий строй для того, чтобы установить новый - и, тем не менее, эти движения были правыми.

URL
2014-06-07 в 16:54 

blue fox
Синий Лис
ну вот и как тут право с левом различать? *совсем пригорюнилась*

2014-06-07 в 16:57 

Lekteris
Meine ehre heisst treue
По провозглашаемым идеологиям и политико-экономическим действиям, например. :)

URL
2014-06-07 в 17:00 

blue fox
Синий Лис
с точки зрения такого хомячка как я, занятого выживанием, они все однофигственны :-(

     

The endless street called life

главная