00:03 

The beds in the East aren't soft

Lekteris
Meine ehre heisst treue
Тема действительно серьёзная, во всяком случае, на мой взгляд.

Языки (пост)советских центральноазиатских республик и их влияние на присущую им культуру — случай интересный.

Не хочется копировать все скриншоты книги, поэтому я просто оставлю ссылку на тред у ivanov-petrov; там, в частности, говорится о трудности перевода научных работ на грузинский язык: index orbitalis (лат.) переводится на русский как орбитальный указатель, а вот на грузинский не переводится никак. То есть слова "орбита" и "указатель" есть, а вот соединить их никак нельзя. В комментариях зашла речь о том, почему из среднеазиатских республик в пост-советское время не вышло писателей уровня Айтматова, Искандера Гуляма и так далее.

Образовательная политика, образовательная политика. Айтматов и, например, Гулям - это, безусловно, плоды в первую очередь советского образования и советской образовательной политики, как бы негативно я не относился к социализму вообще и государственно-монополистическому социализму в частности.

А что сейчас? Я живу в Узбекистане и не вижу ни единой тенденции к тому, чтобы интеллектуальная культура тут обросла чем-то большим, нежели однодневные фильмы вроде "Невестки", которые до бесконечности обсасывают тему матриархата и примирения с оным, или третьесортные полуабсурдистские комедии. Не знаю, большей культуры тут нет и вряд ли предвидится - пускай она и имеет тенденцию вырастать в том числе и на противоречиях, нынешняя ситуация не располагает ни к чему позитивному. (Возможно, подобный взгляд сформирован тем, что я плохо знаком с продуктами казахской, к примеру, культуры, но не думаю, что там сильно лучше - по-настоящему крупного литературного произведения в пост-советской Азии я не ожидаю в принципе.)


...

[в ответ на "я думал новая литература будет прирастать писателями из б. советских республик – русскоязычными Рушди и Найполами"] Т.е. вы имеете в виду людей, выросших в, положим, Азии, и впитавших в себя азиатскую культуру и в то же время принадлежащих к русской культуре в лингвистическом и - частично - социокультурном плане?

Если так, то это, получается, «дети независимости»: с одной стороны, они должны родиться/вырасти в атмосфере либо мягкого, но постепенно увеличивающегося в риторике и пропаганде национализма (90-ые; Казахстан - несколько позже, Узбекистан примерно до 98), либо уже после, когда всё уже станет гораздо серьёзнее.

А это молодёжь, которая росла максимум на остатках распроданных или сданных в макулатуру библиотек дедушек/бабушек, которые в "светлое советское время" работали сотрудниками при всяких НИИ. Ну, или их детей, которые в перестроечное время заканчивали ВУЗы. А на этом, ИМХО, далеко не уедешь.


— я.

Что характерно, я отношусь именно к «уже после». Социокультурно же я, пожалуй, принадлежу именно к русскоязычной культуре — я вырос в русскоязычной семье, читал книги, журналы, газеты/смотрел фильмы, телевизор/говорил и писал только на русском языке. (А сейчас ещё и на английском, но это неважно.) Однако, скажем, думая о том, какая история является для меня более близкой - это ни в коем случае не патриотизм, свят-свят-свят - пожалуй, первой в голову приходит среднеазиатская, тюркская история. Может быть, это потому, что её я знаю лучше и встречал чаще - местная пропаганда - штука навязчивая, а я её познаю уже много лет. Биологически я тоже чуть более азиат, но это неважно уже совсем.

Зачем я это пишу? Фиг его знает. В моём комментарии, думаю, ясно ощущается то, что современная Центральная Азия неспособна производить по-настоящему крупный культурный продукт - неспособна породить поколение великих - или хотя бы выдающихся - писателей, режиссёров, музыкантов. По идее, породить её способны люди, которые впитали в себя и русскоязычную культуру - ибо тут мы возвращаемся к тому, что архаичность азиатских языков куда глубже сказывается на культуру. С другой стороны, я вижу в узбекском тучу заимствованных англицизмов/русизмов, и это, быть может, ключ. Но скорее всего нет - ибо копирование не есть шанс для порождения нового типа культуры. И это идеально показано в «Восточных постелях» Бёрджесса, кстати.

И тут приходит мысль - постепенно русификация местного общества снижается, ибо она есть советское наследие, основанное как раз на литературе, кино и прочем. Конечно, английский - по крайней мере в Ташкенте - штука очень и очень распространённая, но он приходит через интернет-сленг, через компьютерные и мобильные игры, через ютуб и гугл - но не через литературу, или, во всяком случае, не ту и не в тех объёмах. Интернет позволяет в определённой степени разбавить эту среду - но, как мы видим на примерах соцсетей, тоже не так и не в тех объёмах. А через пару поколений советское наследие исчезнет в принципе. Часть её, конечно, останется; она просто пришла сюда через неё, а на самом деле не является ограниченной какими-либо рамками (это я про чтение книг, если вдруг кто не понял).

И что в итоге? Судя по предыдущим мыслям, весь этот кризис и чувство фатальности должны были вылиться в какую-либо форму протеста, неприятия _именно_сейчас_, именно в это поколение. Как я уже сказал, культура часто строится на противоречиях, является ответом современности, так как не может её принять. *почесав репу* Э-э... а где оно? *заглядывает под современный фешенебельный стол, накрытый скатертью, окрашенную в национальные узбекские цвета* Где? Не вижу что-то.

По сути, я принадлежу именно к тому поколению, которое могло стать contra по отношению к современной культуре. Вот только никакого пути к этому событию ни разу не вижу. Архаичность местного языка множится на тот самый "загнивающий капитализм", который тут загнивает культуру. И, собственно, no way out.

Списывайте на подростковый пафос. В общем-то, без разницы.

У меня всё.

@темы: Этнография, Политика, Общество, Литература, История

URL
Комментарии
2014-08-29 в 00:11 

каздалевский
Далее, будучи пойманным за руку, господин Кадзалевский усугубляет ситуацию // Tea Party №0
Я полагал, что такое отношение к культуре и русификации среди молодых постсоветских элит может вылиться в сугубо прагматическое отношение к русской культуре и спокойному её использованию в своих целях без пафоса "русского мира" или "россия-оккупант".

Что в дальнейших условиях создаст почву для реальных проектов, а не виртуальных прожектов постсоветской реинтеграции (в разных сферах).

Но в нынешних условиях, говорить о таком, конечно, совсем наивно.

2014-08-29 в 00:20 

Lekteris
Meine ehre heisst treue
каздалевский, да нет, не совсем так.

Во-первых, я говорю не о пост-советских элитах. Я говорю о среднем классе и тех, кто, по идее, должен представлять интеллигенцию и критиковать (в широком смысле) общественные процессы. Ну, или как-то на них влиять - т.е. формировать, проще говоря, культуру.
А такого нет.

Во-вторых, тут важен местный фактор. Если нужно, я потом найду доклад одного политологического центра по Узбекистану - но если кратко, то всё упирается в клановую систему и соответственное жёсткое госадминистрирование в малом и крупном бизнесе - но, ять, это не для публичного дайря тема. Что в итоге губит региональные проекты на корню, учитывая ближайшие политперспективы.

И скорее не наивно, а безнадёжно.

URL
2014-08-29 в 00:25 

Lekteris
Meine ehre heisst treue
URL
2014-08-29 в 00:53 

каздалевский
Далее, будучи пойманным за руку, господин Кадзалевский усугубляет ситуацию // Tea Party №0
Lekteris, не-не, я не полемизировал! Меня эта тема интересовала в ключе теоретизирования о возможной нормализации отношений России и Украины на, эмм, идеологическом уровне.

Ну то есть теперь-то понятно, что эх.

2014-08-29 в 00:57 

Lekteris
Meine ehre heisst treue
каздалевский, несмотря на такое же сходство, у Украины иные завязки с Россией. Основная статья экономики У. - экспорт рабочей силы в РФ. И если эта статья закроется, то пиздец, то вот это всё, что я написал выше, будет потерянным раем, блеать.

URL
2014-08-29 в 01:07 

каздалевский
Далее, будучи пойманным за руку, господин Кадзалевский усугубляет ситуацию // Tea Party №0
Lekteris, ну да. Другого серьёзного центра притяжения и дистрибуции культуры вокруг не видать.

2014-08-29 в 01:08 

Lekteris
Meine ehre heisst treue
каздалевский, пора валить.

URL
2014-08-29 в 01:28 

каздалевский
Далее, будучи пойманным за руку, господин Кадзалевский усугубляет ситуацию // Tea Party №0
Lekteris, или замутить свою культуру, с блекджеком и пловами!

2014-08-29 в 01:31 

институтка
Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
Ну если собственных Найполов рождать и использовать ту же модель, то сначала должны все же какие-то действия с языком колонизаторов произвести, изогнуть его под себя, потом оттолкнуться от него... Не было же, Айтматова-то причесывали.

2014-08-29 в 01:36 

Lekteris
Meine ehre heisst treue
каздалевский, не взлетит. И да, с гуриями. Расово неверно

институтка, собственно я упомянул про заимствования. Ну и та гипотетическая часть общества У., на которую - смотря сквозь пальцы - можно рассчитывать как "креативный класс", зачастую говорит на русском как на первом языке, на английском - как на втором, и уже на узбекском - как на третьем. Большинство моих знакомых - именно такие, а это молодёжь.

URL
2014-08-29 в 01:39 

институтка
Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
Lekteris, дело не в одних заимствованиях, тут язык скорее как художественная система. Раджа Рао на английском начинал, но на английском для индийцев, как-то так.

2014-08-29 в 01:40 

Lekteris
Meine ehre heisst treue
институтка, кстати о колониализме. Вы ведь знакомы с упомянутой книгой Бёрджесса "Восточные постели" и вообще Малайской трилогией?

Вот там все ответы.

URL
   

The endless street called life

главная